Бюро комплексного аналізу та прогнозів

На головнуМапа сайтуЗворотній зв'язок
На головну arrow Публікації arrow Інтерв'ю arrow Альтернатива розвитку української енергетики ( русский )

Альтернатива розвитку української енергетики ( русский )

АЭС «Фукусима» была повреждена землетрясением и цунами 11 марта прошлого года, из-за утечки радиации все население в радиусе 20 километров от станции было эвакуировано. Специалисты сочли аварию крупнейшим ЧП на атомных электростанциях со времен Чернобыльской катастрофы, и это вызвало необратимый кризис в атомной отрасли Японии.


Треть электроэнергии в этой стране вырабатывалась на АЭС, но, обжегшись на «мирном атоме», японцы решили больше не рисковать: в мае последний энергоблок атомной станции «Томари» перешел в состояние «холодного останова». В украинской прессе это событие отражения не нашло. 

Не акцентируют СМИ внимание и на том, что Украина собирается строить два новых реактора на Хмельницкой АЭС, а Белоруссия - новую атомную станцию. Украинские власти говорят о постройке реакторов старого образца в контексте уменьшения энергетической зависимости от России. О том, что уменьшение зависимости от «Газпрома» обернется увеличением зависимости от российских банков (на их деньги предполагается строить) и компаний российской атомной отрасли, тоже вслух не говорится.

При отказе от атомных электростанций нельзя однозначно рассчитывать на улучшение экологической ситуации. Замена АЭС тепловыми станциями соответствующей мощности неотвратимо приведет к увеличению количества выбросов в атмосферу не только СО2 - на миллионы тонн - но и прочими продуктами сгорания (вспомните черный дым над угольными котельными).

Но в условиях повышения тарифов ЖКХ, старения и, как следствие, обнищания населения Украины, нужно, чтобы цена тепло- и электроэнергии была приемлемой не только для продающих ее организаций, но и для конечного потребителя - деда у телевизора. 

Говоря об энергетике, нельзя не сказать об украинских облэнерго. Когда началась их приватизация, имелась в виду необходимость получения прибыли, переход к эффективному управлению этими сугубо государственными компаниями. Но новые собственники, не изменив ничего, тут же «отбили» свои затраты на покупку компаний, вложив их в тарифы. Теперь у государства нет аргументов, чтобы влиять на политику этих компаний, которые вкладывают в тарифы «инвестиционную» составляющую. 

Можно ли распутать клубок этих проблем? Очевидно: решения, которое удовлетворит все заинтересованные стороны, не существует. Или свежий воздух - и ограничение потребления и дорогое электричество. Или кондиционер и телевизор на кухне - и жизнь на ядерном вулкане. 

Складывается впечатление, что украинская власть пренебрежет именно экологической составляющей сложных взаимосвязей, напомнив себе, что снаряд по-прежнему в одну воронку дважды не падает. Возможно, японцы тоже были знакомы с этим колоссальным принципом.

Но все это - наши рассуждения, соображения дилетанта. Что думают по этому поводу эксперты?


Image
Борис Костюковский

Борис Костюковский, завотделом Института Общей энергетики НАН Украины, лауреат Госпремии, имеет свой взгляд на то, какой выбор должна сделать Украина, которая к тому же взяла на себя обязательства перед Энергетическим сообществом. 

- Реально ли нарастить добычу украинского угля? - спрашиваем у специалиста.

- Да, но надо учитывать, что уголь для Украины - не только экономический, но и социальный вопрос, - напоминает Костюковский. - При нормальной организации и более-менее нормальных инвестициях, вправду нормальных технологиях можно и вправду наращивать добычу угля. Но это требует не такого подхода как сейчас, когда у нас приватизируют наиболее эффективные предприятия, не требующие капиталовложений. Их используют до конца, после чего собственник оттуда уходит. Еще в 1970-х годах для Донбасса было разработано несколько интересных проектов. На нормальный уровень добычи порядка 100 млн т можно было бы спокойно выйти. 

- Будет ли в ближайшее время бурно развиваться «зеленая» энергетика? 

- Да, для этого есть несколько стимулов, причин экономического характера. Не только высокая цена, «зеленый» тариф, но и гарантированный сбыт. Если я строю солнечную станцию, у меня обязаны покупать энергию, а строю тепловую - у меня ее никто покупать не должен, это мой риск. Кто-то вообще считал во что обойдется Украине - бедной стране - развитие «зеленой» энергетики? 

- Вы против? 

- Нужно четко понимать, что возобновляемая и атомная энергетика - это две альтернативные стратегии! Или то, или другое! Нельзя одновременно пытаться развивать обе. Германия сейчас идет на закрытие станций не только из-за Фукусимы, но и потому что там ветровая энергия имеет первоочередное право диспетчеризации. Кроме того, с 2009 года там появилась «красная цена» на электроэнергию. Это когда производитель продает энергию по отрицательной цене, до - 1,5 евро/кВт-час. Есть баланс электроэнергии: сколько произвели, столько потребили, а есть баланс мощности: АЭС имеет технологический минимум, дальше ее разгружать нельзя. И мне все равно, по какой цене у меня эту электроэнергию купят - штрафы платить дороже.

- А что ждет нас? 

- При необходимости резервировать мощности станций, работающих на возобновляемых источниках, атомная энергетика будет вытесняться. Надо выбрать: если мы собираемся развивать «зеленую» энергетику, то надо строить маневренные газовые станции, как та, сооружение которой планируется в Щелкино, у вас в Крыму - на природном газе.

Выходит, одна рука украинской власти не знает, что делает другая? Каждый олигарх зарабатывает на своем поле, не видя карту целиком? Греет только собственный карман? Впрочем, разве нас еще можно чем-то подобным удивить?

А сейчас скачки экономики зависят не только от скачков цен на нефть, но даже психологического давления. Всю мировую экономику привязали к нефти, а теперь оказалась заложницей этой первоначально красивой идеи.

 

Ольга ФОМИНА
Информационно-аналитическая газета «Крымское эхо» 
http://www.kr-eho.info

 

 

Читайте також :